
Уничтожение Древних библиотек и контроль за информацией
Древние библиотеки были не только хранилищами знаний, но и центрами научной, культурной и философской деятельности. Некоторые из них оказали огромное влияние на развитие мировой цивилизации. Вот основные библиотеки древнего мира:
1. Библиотека в Хаттусе (Хеттская империя, современная Турция)
Основание: 2 тысячелетие до н.э.
Центр хеттской дипломатии и юриспруденции. Хранила тысячи табличек на хеттском языке и аккадском (дипломатическая переписка).
Уничтожение: Разрушена вместе с городом в 1200-х годах до н.э.
2. Библиотека в Храме Соломона (Иерусалим)
Основание: 1 тысячелетие до н.э.
Хранилище религиозных текстов и священных писаний, включая ранние версии Библии “Ветхий Завет”.
Центр иудейской науки и религии.
Уничтожение: Разрушена при захвате Иерусалима вавилонянами в 586 году до н.э. Часть библиотеки была спрятана в подземных катакомбах под храмовым комплексом. В последствие, после первого крестового похода библиотека досталась тамплиерам, которые использовали ее и другие артефакты для распространения власти ордена. В наше время здесь расположен главный масонский храм. Однако, и храм, и библиотека, и другие артефакты комплекса доступны только масонам высокого посвящения.
3. Библиотека Ашшурбанипала (Ассирия, Ниневия)
Основание: 7 век до н.э., при царе Ашшурбанипале.
Размер: Около 30 000 клинописных табличек. Первая известная систематически организованная библиотека. Таблички с текстами на аккадском языке, включая эпосы, законы, астрономию и магические ритуалы. Самая известная находка — “Эпос о Гильгамеше”.
Уничтожение: Разрушена в 612 году до н.э. во время завоевания Ниневии.
4. Библиотека Карфагена (Северная Африка)
Основание: Около 6–5 веков до н.э., в столице Карфагенской державы.
Содержала важные документы по мореплаванию, астрономии и торговле, религиозные и мифологические труды. Великие открытия карфагенских мореплавателей, таких как Ганнон, записывались здесь. Карфагеняне считались хранителями знаний финикийской цивилизации. Единственное, что, как известно, сохранилось из письменных трудов Карфагена, — это трактат по сельскому хозяйству карфагенского автора Магона. Римляне высоко оценили этот труд, перевели его на латынь и греческий языки. Однако оригинальный текст на пуническом языке утрачен.
Уничтожение: В 146 году до н.э. библиотека была разрушена римлянами во время Третьей Пунической войны. Сохранившиеся отрывочные упоминания свидетельствуют о высоком уровне образования и развитии науки в Карфагене, несмотря на его трагическую судьбу.
5. Библиотека Платона (Академия Платона, Греция)
Основание: 4 век до н.э., в Афинах.
Центр философии и математики. Не только хранилище текстов, но и место обучения.
Уничтожение: Пострадала при упадке Греции в римскую эпоху.
6. Александрийская библиотека (Египет)
Основание: 3 век до н.э., при правлении Птолемея I или II в Александрии.
Целью создания библиотеки было – Собрать в одном месте все знания мира. Содержала до 400 000–700 000 свитков, включая работы по астрономии, медицине, литературе и математике. Использовала систему классификации, предложенную библиотекарем Каллимахом. Труды из Египта, Греции, Индии, Вавилона и Персии.
Уничтожение: В 391 году император Феодосий I издал указ о разрушении языческих храмов. Это привело к сожжению знаменитой Александрийской библиотеки, а также других античных библиотек.
7. Пергамская библиотека (Малая Азия, современная Турция)
Основание: Около 3 века до н.э., в городе Пергам.
Содержала около 200 000 свитков. Здесь располагался центр изучения философии, литературы и медицины. Появление пергамента (кожаной основы для письма) связывается с этой библиотекой, когда экспорт папируса из Египта был ограничен.
Уничтожение: Считается, что большая часть коллекции была перевезена в Александрию после дарения Марком Антонием Клеопатре. Окончательное уничтожение библиотеки произошло после упадка города и усиления христианства в 3–4 веках н.э.
8. Библиотека в Эфесе (Малая Азия, современная Турция)
Основание: 2 век н.э.
Наиболее известное сооружение: Библиотека Цельса, построенная в честь римского проконсула. Содержала около 12 000–15 000 свитков. Была не только местом хранения книг, но и мавзолеем Цельса.
Уничтожение: Пострадала при землетрясениях в 3 веке н.э. и постепенно пришла в упадок.
Эти библиотеки были уникальными источниками знаний, которые повлияли на формирование науки, философии и культуры. Большинство из них погибло из-за войн, завоеваний и природных катаклизмов, что лишило человечество огромного пласта информации.
Уничтожение письменных источников в Китае
Уничтожение книг в древнем Китае – это историческое событие, связанное с правлением первого императора династии Цинь, Цинь Шихуанди (правил в 221–210 годах до н. э.). Это событие получило название «сожжение книг и погребение ученых» (焚书坑儒, «фэньшу кэнжу»), которое происходило около 213 года до н. э.. Оно стало одной из самых известных попыток государственного контроля над знаниями и идеологией в истории Китая.
Цинь Шихуанди, объединивший Китай в единую империю, стремился централизовать власть и унифицировать управление. Для этого он вводил стандарты в письменности, законах, измерениях и других сферах. Император хотел уничтожить традиционные знания и создать новую идеологию, поддерживающую его абсолютную власть.
Сожжение книг (213 год до н. э.) Цинь Шихуанди приказал уничтожить все книги, которые не соответствовали официальной идеологии. Уничтожению подверглись:
– Конфуцианские тексты: работы, связанные с учением Конфуция, которое критиковало жестокую тиранию.
– Исторические хроники: любые тексты, которые содержали сведения о независимых царствах, предшествовавших объединению Китая.
– Философские и литературные труды: произведения школ мысли, конкурировавших с официальной идеологией легизма.
Исключения были сделаны для: Книг по медицине; Трактатов по сельскому хозяйству; Работ по предсказаниям (гаданию) и астрономии.
Книги собирались и сжигались на площади. Многие частные библиотеки были конфискованы, а их содержимое уничтожено.
Погребение ученых (212 год до н. э.) После сожжения книг Цинь Шихуанди решил устранить оппозицию среди ученых. Он приказал казнить около 460 конфуцианских ученых, обвинив их в заговоре и распространении запрещенных знаний.
В итоге были утрачены многие древние тексты, которые содержали уникальные знания о ранней китайской истории, философии и культуре. Некоторые произведения удалось сохранить благодаря ученым, которые прятали книги или запоминали их. Например, известный текст «Ши цзин» («Книга песен») был сохранен в одной из частных библиотек.
Уничтожение письменных источников на Американском континенте
Сожжение индейских книг в Америке стало одним из самых трагических эпизодов культурного уничтожения в истории человечества. Во время завоевания Центральной и Южной Америки испанскими конкистадорами в XVI веке, множество текстов коренных народов было целенаправленно уничтожено. Эти книги, созданные цивилизациями майя, ацтеков и инков, содержали уникальные знания о математике, астрономии, религии, мифологии и истории.
Испанцы считали тексты индейцев языческими, связанными с идолопоклонством и дьяволопоклонничеством. Католическая церковь, в лице миссионеров и инквизиции, видела в этих книгах угрозу христианской вере. Целью уничтожения было искоренение местных верований и навязывание христианства. Кроме того, испанцы стремились стереть память о культуре завоеванных народов, чтобы сломить их сопротивление и закрепить своё господство.
Сожжение текстов майя. Самым известным эпизодом является уничтожение книг майя испанским епископом Диего де Ландой в 1562 году в городе Мани (на территории современного мексиканского штата Юкатан). По его словам, уничтожены были 27 рукописных кодексов и тысячи идолов. Цитата Ланды: «Мы нашли множество книг с их письменами, но поскольку они не содержали ничего, кроме суеверий и дьявольских измышлений, мы их все сожгли».
В итоге, из-за действий Ланды и других миссионеров сохранилось лишь четыре известных кодекса майя:
Дрезденский кодекс — самый известный и ценный, содержит астрономические данные.
Мадридский кодекс.
Парижский кодекс.
Гролье-кодекс (некоторые ученые сомневаются в его подлинности).
Сожжение текстов ацтеков. После падения империи ацтеков в 1521 году, многие их рукописи (науатль: амокс), созданные в основном из растительных материалов и украшенные рисунками, были уничтожены испанцами. Например: Эрнан Кортес и его солдаты сжигали книги ацтеков, в частности те, что хранились в храмовых хранилищах в Теночтитлане.
Ацтекские тексты включали: Астрономические и календарные данные; Религиозные гимны и мифы; Исторические хроники.
Лишь несколько кодексов ацтеков, например, Кодекс Мендоса и Флорентийский кодекс, сохранились, благодаря испанским миссионерам, которые записали часть знаний.
Судьба письменности инков. У инков письменности в привычном понимании не было. Вместо этого они использовали систему кипу — узелковую письменность, с помощью которой хранились данные о налогах, торговле и другой важной информации. Однако, испанцы считали кипу инструментами языческой магии и уничтожали их, сжигая или выбрасывая.
Таким образом, тысячелетия знаний, накопленных цивилизациями майя, ацтеков и инков, были утрачены. Например, календари майя содержали точные астрономические расчёты, а их математические знания превосходили европейские в некоторых аспектах. Безусловно, сожжение индейских книг в Америке — это яркий пример культурного геноцида, направленного на уничтожение истории и знаний целых цивилизаций.
Уничтожение письменных источников в Европе в средние века и позднее
Уничтожение книг в Европе происходило на разных этапах истории, и каждое из таких событий оставило глубокий след в культурном наследии континента. Причины уничтожения книг варьировались: религиозная цензура, политические репрессии, военные действия или борьба с еретическими и «вредными» учениями.
Итак, с развитием христианства были уничтожены многие библиотеки, посвященные античной культуре, например, в Риме, Константинополе и других крупных городах. Христианские авторы, такие как Августин Аврелий, открыто поддерживали уничтожение сочинений, которые считались противоречащими Библии.
В период инквизиции (XII–XVI века) церковь активно уничтожала книги, связанные с еретическими учениями. Например: В 1244 году в Монсегюре (Франция) был организован крестовый поход против катаров. Вместе с казнями были сожжены книги этой еретической группы, в том числе их священные тексты. В других случаях книги обвиненных в ереси авторов, такие как труды Яна Гуса или Джордано Бруно, попадали под запрет и уничтожались.
Во время Реформации (XVI век) книги уничтожались обеими сторонами: католической церковью и протестантами. Например: Католическая церковь сжигала труды Мартина Лютера и других реформаторов, в то время как протестанты уничтожали католические библиотеки и рукописи, включая произведения на латыни. Индекс запрещённых книг: С 1559 года католическая церковь ввела список запрещённых книг. Тексты, признанные еретическими или опасными, подлежали изъятию и уничтожению.
Сожжение книг в эпоху Просвещения: Несмотря на развитие науки и философии, цензура оставалась мощным инструментом. Государственные и церковные власти уничтожали сочинения, которые угрожали их авторитету. Например: В Испании книги, связанные с трудами астрономов (например, Галилея), и сочинения «вольнодумцев» часто изымались и уничтожались Инквизицией.
Французская революция: В 1789–1799 годах многие книги и архивы в монастырях и дворцах были уничтожены революционными силами. Католические библиотеки и церковные рукописи стали объектом нападений из-за ассоциации с монархией и «угнетением народа».
Уничтожение письменных источников в России. В конце 17 века Московским царем становится Петр I. Сразу после воцарения он начинает активную деятельность по реформированию Московского царства и переписыванию истории. И в рамках этой деятельности он принимает и реализует целый ряд указов. Указ от 1720 года “О присылке из монастырей российского государства жалованных грамот” Далее указ от 1722 года “О присылке из всех епархий и монастырей древних рукописных летописей и подобных книг в Москву – в Синод”. Древние книги и различные грамоты под страхом смерти изымались не только из монастырей, но и в целом у населения (якобы для переписи). После этого большинство этих древних книг исчезли и больше их никто никогда не видел.
Ситуация в наше время
В наше время книги продолжают запрещаться, а неугодные авторы и точки зрения все также преследуются. Но, конечно, это уже не имеет настолько драматичного значения как в древние времена.
Германия: В 1933 году в рамках нацистской идеологии по всей Германии проводились массовые сожжения книг, известных как «Бухервербен». Сжигались труды еврейских, коммунистических и «дегенеративных» авторов, таких как Зигмунд Фрейд, Карл Маркс, Томас Манн и др. Книги сжигались на площадях, включая знаменитое сожжение в Берлине 10 мая 1933 года, организованное студентами и поддержанное нацистской пропагандой.
Советский Союз: В СССР книги, не соответствующие идеологии коммунизма, подлежали уничтожению. Сжигались или изымались труды «врагов народа», религиозная литература, книги, содержащие антисоветские идеи. В последствии, это также коснулось и некоторых научных направлений, таких как генетика, кибернетика и прочие. В 1930-е годы происходило массовое закрытие и разрушение церквей и монастырей, где хранились старинные рукописи.
Вторая мировая война: Во время войны тысячи библиотек по всей Европе были разрушены в результате бомбардировок.
Например, в 1943 году была уничтожена Национальная библиотека Варшавы, где хранились редчайшие книги и рукописи. Или Дрезденская библиотека, известная также как Старое собрание (Alte Bibliothek), хранившая огромное количество письменных артефактов, была разрушена во время бомбардировки Дрездена в феврале 1945 года, в конце Второй мировой войны.
В целом, это имело следующие культурные последствия:
– Потеря бесценных трудов, включая научные, философские и религиозные тексты.
– Затруднение исторического исследования, так как многие первоисточники были уничтожены.
– Усиление контроля над обществом за счет уничтожения знаний и подавления свободомыслия.
Уничтожение книг в Европе сопровождало ключевые этапы её истории, отражая борьбу за власть и контроль над знаниями. Однако несмотря на многочисленные потери, европейская культура сохранила богатое наследие, благодаря копиям, тайному сохранению книг и восстановлению утерянного материала.